Электродвигатель – мощная сила прогресса
Изобретение промышленного электродвигателя в XIX веке вывело промышленность на новый шаг развития, во многих областях заменив ручной труд. Компактный и производительный, электродвигатель вскоре стал одним из главных элементов производства, и вытеснил многие виды двигателей отовсюду, где явилось возможным подвести электрический ток. В XXI веке электродвигатели стали незаменимы в быту (барабаны стиральных машин, вентиляторы, механизмы кофемолок, кухонных комбайнов, электрических мясорубок, ручной электроинструмент), транспорте (метро, троллейбусы), авиации. В современной промышленности их широко применяют на электрических станциях, в приводах различных видов станков, конвейеров, машин, промышленных вентиляторов, компрессоров и насосов. На сегодняшний день электродвигатель постоянно используется практически во всех областях человеческой деятельности.
Принцип действия электродвигателя основан на преобразовании электрической энергии в механическую (на основе принципа электромагнитной индукции), с побочным эффектом образования и выделения тепла. Электродвигатель состоит из неподвижной части — статора (в асинхронных и синхронных машинах переменного тока) или индуктора (в двигателях постоянного тока) и подвижной части — ротора (фазного с обмоткой или короткозамкнутого, для асинхронных и синхронных двигателей переменного тока) или якоря - подвижной части машин постоянного тока. На маломощных двигателях постоянного тока в качестве индуктора очень часто применяют постоянные магниты.
Основные характеристики электродвигателей:
- потребляемая мощность,
- максимальный КПД,
- номинальная частота вращения вала,
- номинальный момент.
Классификация электродвигателей
По принципу возникновения вращающего момента электродвигатели можно разделить на магнитоэлектрические (наиболее распространенные) и гистерезисные.
По типу потребляемой энергии магнитоэлектрические двигатели подразделяют на: двигатели постоянного тока и двигатели переменного тока, универсальные двигатели (могут питаться обоими видами тока).
Двигатели переменного тока по принципу работы делят на синхронные и асинхронные.
Двигатели переменного тока по количеству фаз подразделяют на:
- однофазные (запускаются вручную, либо с помощью имеющейся пусковой обмотки или фазосдвигающей цепи),
- двухфазные (в т. ч. конденсаторные),
- трёхфазные (наиболее распространены),
- многофазные.
Двигатели постоянного тока по наличию щеточно-коллекторного узла подразделяют на:
- коллекторные,
- бесколлекторные.
По степени защищенности различают:
- открытые (без приспособлений для защиты от попадания внутрь пыли, газов, посторонних предметов, от случайного прикосновения к вращающимся и токоведущим частям);
- защищенные,
- каплезащищенные (с приспособлениями для защиты внутренних частей от попадания вертикально падающих капель воды);
- закрытые (внутренняя полость отделена от внешней среды защитной оболочкой), к ним относят также герметически закрытые электродвигатели;
- взрывозащищенные (применяют во взрывоопасных помещениях).
По методу монтажа различают вертикальные, фланцевые, интегрированные электродвигатели и т. п.
Самыми распространенными в современной промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и ЖКХ являются асинхронные электродвигатели. Они нашли широкое применение благодаря высокой надежности, простоте обслуживания и возможности работы непосредственно от сети переменного тока. Основная часть стандартных асинхронных двигателей, выпускаемых в России, рассчитана на напряжение сети 380 В при частоте 50 Гц.
Ниже приведены правила маркировки асинхронных трехфазных короткозамкнутых двигателей:
Пример обозначения: АИР (B,C,E) 100 L(S,M) (A,B,C) 2 IM1081 У3 S1 IP54
АИР, ДАТ, 5А, АИММ и т.д. – обозначение серии, наименование завода-изготовителя,
B – встраиваемые, C – с повышенным скольжением, E - однофазные
100, 90, 80, 71, 63, 56, 112 и т.д. – габарит – высота оси вращения
L – (long), S – (short), M – (middle) – установочный размер по длине корпуса
A,B,C – обозначение длины магнитопровода статора (сердечника)
2, 4, 6, 8 – число полюсов
1031, 2081, 3081 – конструктивное исполнение по виду монтажа
У3 – климатическое исполнение по ГОСТ 15150-69
S1 – режим работы
IP54 – степень защиты по ГОСТ 17494-87
Синхронные электродвигатели отличаются от асинхронных значительно большей мощностью и полезной нагрузкой. Они способны развивать мощность до 20 000 кВт. Синхронные двигатели применяют в машиностроении, автономном электроснабжении, в качестве силовых машин в компрессорных установках высокой производительности.
Для отдельных отраслей промышленности выпускают специализированные двигатели, например электробуровые, краново-металлургические и др.
Применение энергосберегающих электродвигателей
Вопросы энергосбережения во многих странах мира связаны не только со снижением эксплуатационных затрат при использовании электродвигателей, но и с экологическими проблемами, возникающими при производстве электроэнергии. Поэтому ведущие фирмы производят стандартные асинхронные электродвигатели мощностью 15-30 кВт (и более) с энергосберегающими свойствами, получаемыми за счет снижения потерь электроэнергии более чем на 10 %. Энергосберегающие электродвигатели за счет более высокого КПД окупают свою стоимость за 2-3 года, по сравнению со своими аналогами по мощности и оборотам. Срок окупаемости более мощных двигателей меньше при большей годовом объеме наработки и более высоком коэффициенте загрузки.
В наличии в Промснабе представлены электродвигатели асинхронные, взрывозащищенные, крановые, многоскоростные, однофазные, электродвигатели повышенного скольжения. Также у нас представлены комплектующие к электродвигателям, шкивы и втулки. Мы предлагаем вам широкий выбор профильной для Промснаба продукции по выгодным ценам.
По всем вопросам звоните и пишите пожалуйста нашему менеджеру:
Соколов Андрей Александрович
Тел.: (4912) 285-225, 285-223
Skype: sok_aa
E-mail: sokolov@promsnab62.ru